Функциональная грамотность
- Подробности
Нормативные документы
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 26.01.2021 № ТВ-94/04 «Об электронном банке тренировочных заданий»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке читательской грамотности учащихся основной школы»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке математической грамотности учащихся основной школы»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке естественно-научной грамотности учащихся основной школы»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке финансовой грамотности учащихся основной школы»
- Министерство просвещения РФ и Институт стратегии развития образования РФ РАН «Основные подходы к оценке креативного мышления учащихся основной школы»
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.10.2021 №2920-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы в системе образования Санкт-Петербурга на 2021/2022 учебный год
- Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15.09.2021 №2598-p "Об утверждении Плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся государственных образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы на 2021/2022 учебный год"
- Приказ №404 от 26.11.2021г. О назначении ответственных за внедрение электронного банка функциональной грамотности в ГБОУ СОШ №137 Калининского района Санкт-Петербурга
- План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся ГБОУ СОШ №137 Калининского района Санкт-Петербурга на 2021 — 2022 учебный год
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
- Уроки формирования функциональной грамотности
- Примеры открытых заданий PISA
- Компетенции 4К формирование и оценка на уроке
Ссылки на электронные банки заданий
по формированию функциональной грамотности у обучающихся
- Открытый банк заданий на сайте федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
- Открытый банк заданий на образовательной платформе «Российская электронная школа»
- Открытые задания PISA на официальном сайте федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования»
- Что значит быть грамотным
Аналитические результаты
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность
Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции
Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.